Энтузиаст интеграции «двух культур»
В этом году исполняется 70 лет Почетному профессору ПГИИК Владимиру
Михайловичу Петрову — доктору философских наук, кандидату физико-математических
наук, действительному члену Международной академии информатизации и Академии
гуманитарных наук, профессору, Вице-Президенту Международной ассоциации
эмпирической эстетики. Этот год он встречает в расцвете творческих сил, с
достигнутыми большими результатами в целом ряде научных областей, и прежде
всего — в теории и истории художественной культуры, общей теории систем, математических
методах и моделях в психологии и социологии искусства. Мне довелось
познакомиться с юбиляром семнадцать лет назад, мы стали друзьями, так что мне
есть что рассказать о нем.
Владимир Михайлович прошел сложный жизненный путь, полный «испытаний на
прочность». Он родился 20 декабря 1937 г. в Москве, в обычной интеллигентной
семье (отец — инженер, мать — врач). Закончив школу в 1955 г., он оказался
перед задачей: в какую сторону идти дальше, какую профессию выбрать? И
сделанный им выбор в значительной степени определил не только траекторию
дальнейшего жизненного пути, — но и окраску полученных впоследствии — на этом
пути — творческих результатов.
Молодой человек должен был принять жизненное решение, учитывая по крайней
мере два кардинальных обстоятельства, и это стало одним из его первых
испытаний. С одной стороны, как он вспоминает, еще в отроческие годы его тянуло
к литературному творчеству, равно как и к разнообразным размышлениям «общечеловеческого»,
гуманитарного характера. (Этому во многом способствовал уединенный, замкнутый
образ жизни в детстве, во время войны, когда родители были на работе с раннего
утра до позднего вечера, а потому оставляли Володю одного, размышлять в
запертой комнате, наедине с телефоном и тарелкой обеда, — о чем он с
ностальгической грустью вспоминает в своих мемуарах.) Но с другой стороны, было
обстоятельство, препятствовавшее «нормальной», традиционной реализации
сложившейся у молодого человека склонности к гуманитарной сфере, — та
социально-психологическая атмосфера, которая делала невозможным (по крайней
мере для многих талантливых представителей молодежи) выбрать гуманитарную сферу
в качестве профессиональной. Дело в том, что в послевоенные годы официальная идеология
тоталитарного режима достигла такой степени одиозности и мракобесия, что
вызывала, — как вспоминает юбиляр, — неизбежное отвращение у свежих, вступающих
в жизнь умов. (Достаточно вспомнить об убогой «марксистско-ленинской эстетике»,
теории «социалистического реализма» и т.п. упражнениях тогдашних ортодоксальных
«мыслителей».)
Потому-то в этом поколении оказалось так много выбравших для себя, в знак
протеста, в качестве профессионального поприща — сферу техники, точных и
естественных наук, — несмотря на явную «природную» предрасположенность к
занятиям в сфере гуманитарных наук и/или искусства. Именно подобным образом
поступил и Владимир Михайлович, «наступив на горло собственной песне». Впрочем,
тогда подобный выбор сделали и такие выдающиеся представители того же
поколения, как С.Ю. Маслов (1939-1983) и Г.А. Голицын (1937-1997); с последним мне
также довелось встречаться, а наш юбиляр дружил с ним на протяжении четверти
века, и они создали много совместных трудов; можно было бы привести еще целый
ряд аналогичных примеров. Усилиями этого поколения начал строиться «мост чрез
пропасть», которая, как писал Ч. Сноу (1959), разделяет «две культуры» — естественнонаучную и гуманитарную.
Итак, поступив в 1955 г. в Московский энергетический институт, Владимир Михайлович
благополучно окончил его в 1961 г. (причем сразу по двум факультетам, один из
которых был связан с электротехникой, а другой — с физикой). Затем последовала
работа в одном из физических институтов, где в 1968 г. он защитил кандидатскую
диссертацию (по проблемам внутреннего фотоэффекта в твердых телах) и даже
дослужился до поста заведующего сектором измерений. Так продолжалось до 1973
г., и все это время (т.е. и студенческие годы, и годы занятий физикой) он, не
идя на компромиссы, жил «двойной жизнью»: часть времени тратил на физику, а
часть — на более любимым дела. К числу последних сначала относилась главным
образом литература (и поэзия, и проза), но постепенно стал проявляться все
больший интерес к тому, «как устроены» произведения поэзии и прозы, — т.е. к
теории текста, поэтике, психологии, эстетике и др. (Тому во многом
способствовали и полученные профессиональные научные навыки: ведь строгое
физическое мышление имеет обыкновение экстраполироваться на все иные сферы
деятельности, а значит — и на художественное творчество, и на его анализ.) Шло
освоение — причем в режиме «самообучения» — многих научных областей; кстати, в
том же режиме юбиляр освоил и несколько иностранных языков.
Дальше — больше: теоретические интересы расширялись, вовлекая в свою
орбиту проблемы эволюции (и художественной, и биологической), социологии,
психологии, теории измерений, общей теории систем и т.д. Увенчало все это
«разнотравье» теория информации — ее парадигма оказалась способной послужить
фундаментом для всех названных областей, их общей основой. И здесь огромную
роль сыграла «счастливая случайность», — хотя на самом деле это была вовсе не
случайность, а скорее неизбежность: знакомство с Г.А. Голицыным, который
специализировался как раз в области теории информации, а также в ее приложении
к наукам о человеке.
(Вообще круг общения, в который вступил в те годы Владимир Михайлович, был
очень интересен: здесь встречались представители естественнонаучного знания,
художники-авангардисты, писатели-диссиденты, и т.п.; словом, это была та самая
«параллельная культура», о которой уже написано так много и которую еще
предстоит изучать историкам. Именно она явила миру наиболее яркие достижения
русской культуры второй половины XX века, например, поэзию Б. Пастернака и
И. Бродского, культурологию Ю. Лотмана; кстати, с двумя последними был дружен и
наш юбиляр. Он стал одной из ключевых фигур этого круга; тому способствовало
его обаяние и чувство юмора; недаром в 70-е годы его включали в «пятерку самых
остроумных» людей Москвы.)
В целом же жизнь Владимира Михайловича в ту пору не претерпевала
значительных внешних перемен: днем была служба, вечерами — любимое дело за
письменным столом, а иногда — встречи с друзьями и единомышленниками. Он не шел
на компромиссы, хотя альтернативы двойной жизни встречались много раз (и ему
даже неоднократно предлагали вступить в правящую партию, чтобы обеспечить
безбедную «недвойную» жизнь). Впрочем, эта независимость жизни внутренней от
жизни внешней (имея в виду «социальный заказ», т.е. работу за зарплату) имела,
в творческом плане, даже свои несомненные преимущества: была ситуация никем не
стесняемого «свободного полета» творческой мысли. Правда, иногда приходили и
извне какие-то «социальные импульсы»; например, в конце 60-х годов при
Филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова стала функционировать (на
общественных началах) Проблемная группа по семиотике, в которой Владимиру
Михайловичу был доверен пост руководителя Секции эстетики. Однако вскоре,
благодаря бдительному оку властей, деятельность этой группы прекратилась. Все
возвратилось «на круги своя» — шла интенсивная творческая жизнь — самого
теоретика и его ближайшего окружения.
Бескомпромиссная возможность профессиональной гуманитарной деятельности открылась
лишь в 1973 г., когда Владимиру Михайловичу предложили работать в Центральном
экономико-математическом институте АН СССР, заниматься проблемами
математической социологии, а также смежных с ней областей, имеющих дело с
системным анализом, обработкой данных и т.п. Приобретя опыт работы в этих
областях, он, наконец, в 1978 г. перешел в Государственный институт
искусствознания, где успешно трудится до сих пор: сначала его работа была
сконцентрирована на социологии художественной жизни, а позднее — на проблемах
психологии, теории и истории культуры. (По этим вопросам он в 1993 г. защитил
докторскую диссертацию.)
Так его творческий круг замкнулся — но и расширился: начавшись в
юношеские годы с частных проблем поэтики и теории текста, он в настоящее время
охватывает множество совершенно конкретных, а также общих проблем искусства,
психологии, социологии, истории, философии, общей теории систем. А круг
«официально-служебный», — наоборот, «разомкнулся»: Владимир Михайлович занял
подобающее ему место в «научной иерархии», притом не только отечественной (в
частности, он уже много лет трудится в Экспертном совете ВАК РФ, состоит членом
ряда ученых советов и др.), но и в иерархии международной, являясь редактором
многих международных научных изданий, выступая на многочисленных международных
конгрессах и т.п. И все это несмотря на то, — а быть может, как раз благодаря
тому, — что изначально он не был «привязан» к гуманитарной сфере, его взгляды и
поступки не были ограничены шорами какого-либо клана (психологического, либо социологического,
либо эстетического и т.п.). Эта свобода от клановых предрассудков и фетишей
(правда, стоившая ему весьма дорого) дала возможность нового, нетрадиционного видения
мира, новых подходов к различным проблемам (и прежде всего к интеграции «двух
культур»), хотя ему часто приходилось идти наперекор сложившимся взглядам.
В настоящее время полученные В.М. Петровым результаты увидели свет в
разных странах, отражены более чем 500 научными публикациями (на 14 языках),
включая 15 монографий. Вот уже много лет, как он работает по 12-14 часов в
сутки, без выходных и отпусков. Его труды, продолжаемые его учениками, заложили
основы нового — информационного мировоззрения, позволяющего интегрировать «две
культуры». Да и сама личность Владимира Михайловича олицетворяет интеграцию
этих двух культур: ведь он не только ученый, — но и интересный писатель-прозаик,
поэт (до сих пор пишущий, хотя и редко, прекрасные стихи) и переводчик
западноевропейской поэзии, а в прошлом он был публицистом — участником ряда
самиздатовских журналов (и даже редактором-организатором некоторых из них). В
общем, о нем можно говорить как о современной ренессансной личности. Недаром
посетителями знаменитой кухни его квартиры (где и мне довелось побывать) стали
многие художники, поэты, писатели, теоретики... Именно тут, в частности,
зарождались такие направления современного искусства, как широко известный
«соц-арт» и «конструктивный концептуализм». Впечатляет и небольшая, но
интересная коллекция русской и западной живописи XX в., собранная в квартире, — тут нет
ни одной купленной картины, — а лишь подарки художников либо их вдов. (А
некоторые из художников были открыты для аудитории — отечественной и зарубежной — благодаря усилиям Владимира Михайловича.)
Но он осуществляет объединение не только двух культур, — но и интеграцию
«географическую», интернациональную, — способствуя контактам между деятелями
русской и зарубежной науки и культуры, участвуя в организации многих
международных изданий и конференций. И хотя о себе он обычно скромно говорит:
«Я всего лишь русский писатель, временно отошедший от литературных дел для
занятий наукой», — трудно переоценить его вклад в процесс интеграции
современной культуры.
Несмотря на международный масштаб его деятельности, — он всегда остается
представителем русской культуры. Между прочим, это проявляется и в характерном
для него (и для традиционной русской бытовой культуры) гостеприимстве,
хлебосольстве. Так что пиршества интеллектуального общения зачастую дополняются
пиршествами гастрономическими. И в те, и в другие вносит большой вклад супруга
юбиляра Лидия Алексеевна. Биолог по образованию (старший научный сотрудник,
кандидат биологических наук), она уже много лет является соратницей юбиляра,
участвуя в целом ряде интегративных научных исследований. (Кстати, она явилась
автором нескольких оригинальных научных идей, которые были воплощены в жизнь
Владимиром Михайловичем и его учениками.) И вообще, их квартира — всегда
желанное место дружеских встреч представителей разных научных и художественных
направлений, разных культур, а порой — разных стран и даже континентов.
Хотелось бы пожелать — и не только от меня лично, но думается, от лица
многих коллег юбиляра, а также от всего нашего института, — чтобы Владимир
Михайлович и дальше вносил большой вклад в благородное дело интеграции культур,
развитие научного прогресса. Доброго ему здоровья и успехов на этом пути!
Л. Дорфман,
профессор ПГГИК,
доктор психологических наук,
академик Международной академии информатизации,
академик Академии гуманитарных наук,
заведующий кафедрой психологии, педагогики и иностранных языков.
Все права защищены © VMPETR.KULICHKIN.RU, 2008.