Креативный потенциал как источник богатства информационного общества –
и новых проблем информационной культурологии
[............Helas!
de la nuit desireuse,
J'ai beau tirer le cable
a
sonner l'Ideal,
De froids peches s'ebat un plumage feal,
Et la voix ne me vient que par bribes
et creuse!
Stephane Mallarme, Le sonneur]
[............И в манящую ночь
Я давно уже тщетно несу
Идеал,
Холод прежних ошибок в
касаниях крыл я узнал,
А снисходят ко мне -
лишь обрывки и клочья!
Стефан Малларме, Звонарь]
Вступление общества в информационную фазу развития (см. Голицын и Петров,
2005) ставит перед гуманитарным знанием принципиально новые проблемы, притом
требующие - в силу стремительных темпов современного социокультурного развития
- неотложной разработки. Свидетельствами этой неотложности могут служить хотя
бы те острейшие, а иногда катастрофические социальные, национальные и
межрегиональные конфликты, которыми ознаменовалось завершение XX века и начало
XXI столетия.
Новизна складывающейся в настоящее время ситуации заключается, главным
образом, в переходе к новому основному
источнику - новому «моторному топливу», обеспечивающему не только текущее функционирование,
но и всю динамику современной социокультурной системы. Именно сейчас, прямо на
наших глазах, такой главный источник общественного богатства, как труд, - замещается другим источником - творчеством. Разнообразны облики этого
нового источника: изобретение новых технических средств и приемов, открытие
новых законов природы и общества, разработка основ новых социальных отношений,
нового мировоззрения, нового искусства, etc. [Согласно некоторым социально-психологическим концепциям,
всеми этими инновационными процессами управляет некая латентная величина - свойственный обществу «потенциал возбуждения» (‘arousal potential'); см., например: Martindale, 2002.] Если
выразиться образно (хотя, быть может, и несколько гиперболизированно), то для
минувшей эпохи были верны (правда, лишь отчасти) строки советской песни:
«Руки рабочих создают
все богатства на свете», -
а для эпохи
нынешней более характерны строки великого поэта Велимира Хлебникова:
«Я, носящий весь земной шар
На мизинце правой руки -
Мой перстень неслыханных чар...»
А можно
обозначить ту же перемену как переход от общества «пахарей и землекопов» - к
обществу «кулибиных и эйнштейнов».
Каковы же социальные и культурные следствия, вытекающие из этой новой
ситуации? - Такие следствия можно рассматривать с двух позиций: дескриптивной и нормативной. Именно последний аспект
станет конечной точкой нашего рассмотрения: ведь основная прикладная задача
социального исследования - выяснить, какими должны
быть основные изменения в социокультурной сфере, - для того, чтобы сфера
эта развивалась оптимально, т.е. в наибольшей степени способствовала
благоприятному - с научной точки зрения - развитию общества в целом? Иначе
говоря, в какую сторону наука рекомендует
«подталкивать» социокультурную систему, «подправлять» траекторию ее развития (а
возможно, даже направлять систему по «должной» траектории), пользуясь теми или иными
инструментами научно обоснованной социальной
и культурной политики?
Главное социальное изменение,
естественно, должно характеризовать желательные
сдвиги в распределении социальных
ролей. По-видимому, эти желательные роли должны быть тесно связаны с реально
имеющимся в данный момент, в данном обществе распределением его членов по
осуществляемым ими деятельностным вкладам
в создание упоминавшихся выше «всех богатств на свете». А значит, начинать
рассмотрение надо все-таки с дескриптивного
анализа процессов, протекающих в социуме в сфере практической деятельности, -
чтобы потом обратиться к анализу нормативному,
касающемуся социальных ролей членов общества.
Разумеется, радикальное изменение в характере той деятельности, которая теперь становится «мотором» развития всего
общества, - должно интересовать нас прежде всего в плане изменения наиболее глобального параметра любого статистического распределения: степени
его равномерности/неравномерности. И
тут мы видим: если в «трудовом» обществе («пахарей и землекопов») труженики
создают примерно одинаковый - либо более или менее соразмерный по масштабам -
продукт, то в обществе «креативном» («кулибиных и эйнштейнов») львиную долю
продукта производит крайне малая часть творческих личностей. По-видимому, такая
резкая неравномерность деятельности,
- а точнее, ее плодов, - должна отразиться на всей социальной жизни общества.
Но вот как именно - это уже задача научного исследования, причем не только
дескриптивного, но и нормативного. [Не следует усматривать в этом утверждении
следы марксистского детерминизма: «производительные силы - производственные
отношения». Речь идет лишь о весьма «мягком» допущении, что имеется некая связь
между деятельностью в социуме - и межличностными отношениями в нем. Сам же тип
этой связи - и в дескриптивном плане, и в плане нормативном - еще предстоит
выяснить.]
Впрочем, новая деятельностная ситуация (крайней неравномерности распределения),
стремительно становящаяся сейчас характерной для социума в целом, раньше обычно
также наблюдалась, - но лишь применительно к отдельным фрагментам социума: тем
областям, где творческие процессы составляли их основу. В этих областях всегда
наблюдалась высочайшая неравномерность, статистически описываемая «устойчивыми
негауссовыми распределениями», наиболее распространенным из которых является так
называемый закон Ципфа (широко известный также под именами законов Парето,
Лотки, Мандельброта и др. - подробнее см., например: Петров и Яблонский, 1980).
А иллюстрацией подобной неравномерности может служить следующая эмпирическая
закономерность (ставшая уже тривиальной): в любой творческой деятельности
(научной, художественной, технической, etc.) совсем небольшая «верхушечная доля» - 5% творцов - создает
ровно половину, 50% всей продукции (подробнее см., например: Martindale, 1995). Скажем, в любой
национальной литературе как раз столь малой доле поэтов (5% от их общего числа)
соответствует ровно половина всех стихотворений, опубликованных на протяжении
какого-то отрезка времени. И именно такая закономерность справедлива для
творчества в любой области. [А в некоторых случаях даже гораздо меньшая доля
участников общего процесса может определять весь его дух, как это часто бывает,
например, при детерминации социально-психологической атмосферы социума. Так,
многие помнят атмосферу, царившую в среде московской интеллигенции 1970-х
годов: как только были введены послабления на эмиграцию и из страны уехала совсем
небольшая (но активная!) часть
интеллигенции, - общий интеллектуальный уровень интеллигентской среды резко
упал.]
Что может означать эта, происходящая сейчас, перемена (в деятельностном
распределении) применительно к складывающейся в обществе социальной ситуации?
Поскольку она еще только складывается, - ее трудно сделать объектом
дескриптивного анализа. (Хотя, быть может, какие-то намечающиеся тенденции и
удастся уловить, чтобы построить социальный прогноз? - Однако не эта «зыбкая»
эмпирическая почва будет нас сейчас интересовать, - но логико-дедуктивный, -
пусть эмпирически и почти «беспочвенный» анализ ситуации.) Дескриптивно,
эмпирически можно подойти лишь к первой («до-переменной») стадии: проверить, -
по крайней мере на уровне простейших наблюдений (пусть не количественных, но
хотя бы сугубо качественных): действительно ли имело место какое-то
соответствие между тенденциями, характерными для обозначенных двух
сопоставляемых областей? Связано ли деятельностное равенство/неравенство, характеризующее
общество в каждую данную эпоху, - с социальной структурой общества? с
фундаментальными параметрами социально-психологической сферы? наконец, с
«подкожными» чаяниями людей?
Тут мы можем проследить лишь самую общую - притом намеченную как бы
пунктирной линией - связь, да и то базирующуюся на весьма косвенных основаниях.
С одной стороны, мы наблюдаем эволюцию
степени социального неравенства, отвечающую так называемому
«параболическому распределению». Характер этой эволюции был теоретически
дедуцирован в рамках информационной модели (Голицын, 1997). Впрочем, ранее именно
такая эволюция наблюдалась на обширном эмпирическом материале и известна как «кривая
Саймона Казнеца», за построение которой (равно как и за ряд других социально-экономических
исследований) американский ученый - бывший харьковчанин Семен Кузнец и был
удостоен Нобелевской премии по экономике за 1971 г. [Подробнее о параболическом
распределении см.: Голицын, 1997, с. 99-102.] Эволюция же эта заключалась в
следующем:
- сначала, при низком уровне общего богатства социума, имело место почти
полное социальное равенство, имея в виду распределение членов общества по
доходам (так называемое «равенство в нищете»);
- затем, вследствие происходившего (на протяжении многих веков) роста
общего богатства, находящегося в распоряжении социума, росло и социальное
неравенство, которое в наиболее развитых странах достигло своего максимума в
конце XIX в.;
- после прохождения максимума в неравенстве, вследствие продолжающегося
роста общего богатства, наступил черед уменьшения социального неравенства,
стремление к «равенству в богатстве».
Словом, социальное неравенство претерпело «холмообразную» (параболическую) эволюцию
и в настоящее время быстро падает, - хотя на фоне этой общей тенденции порой
наблюдаются и флуктуации. Такая эволюция была следствием роста общего богатства
социума. Главной долговременной
тенденцией, характерной почти для всего эволюционного диапазона (вплоть до
начала XX в.), был рост социального неравенства.
А с другой стороны, в социально-психологической
сфере мы видели постепенно нараставшее долговременное стремление к равенству (прежде всего в политической сфере) - так
называемый «демократический тренд». [Правда, его иногда называют
«демократическим тупиком».] Корни этой тенденции - во вполне естественной
потребности каким-то образом компенсировать
(хотя бы частично) «несправедливое» экономическое неравенство. В самом деле, уже
в древнегреческом полисе расцветает концепция демократии, каковая потом,
несмотря на все флуктуации (либо глядя на эти флуктуации с исторической высоты),
неукротимо прогрессирует, придя во второй половине XIX столетия - в
большинстве развитых стран - к всеобщему избирательному праву, парламентаризму
и другим атрибутам современного демократического общества. [Подчеркнем, что имеется
в виду не столько реальное влияние членов общества на политические отношения, -
сколько социальные идеалы, «флюиды», витающие в социально-психологической
сфере, т.е. реальность социально-психологическая.]
Итак, в долговременной перспективе мы наблюдаем разнонаправленное развитие двух сфер: рост неравенства в
практически-деятельностной сфере сопровождается стремлением к равенству в сфере
социально-психологической. Впрочем, с теоретической точки зрения, такая
разнонаправленность неудивительна: она представляет собой проявление
общесистемной дивергентной тенденции
- расхождения, «размежевания» различных подсистем, входящих в единую систему (в
данном случае - в систему духовной жизни социума). [Подробнее об истоках
дивергентной тенденции и о ее проявлениях в разных областях см., например:
Голицын и Петров, 2005; Тейяр де Шарден, 1987; Petrov, 2007.] Поэтому указанное
стремление, наблюдаемое в социально-психологической сфере, - это всего лишь
«субъективная проекция» вполне объективной общесистемной закономерности.
Так обстояли дела на протяжении всего рассмотренного диапазона, т.е.
практически до XX в.
(когда степень социального неравенства изменила направление движения -
неравенство стало уменьшаться). Все это время «тандем» из двух указанных
тенденций обеспечивал более или менее гармоничное
функционирование и динамику - по крайней мере большинства развитых
социокультурных систем (т.е. тех систем, структура которых позволила им, в
конечном счете, подняться до соответствующих уровней развития). Гармоничность
эта заключалась, прежде всего, в том, что обе тенденции были хорошо согласованы с требованиями со стороны
других сфер, из коих главные:
А. Сфера этики (а
конкретно - непосредственных межчеловеческих отношений). В эпоху, когда в
практической деятельности имеют место примерно одинаковые по масштабу (или по крайней мере соизмеримые - как это
происходит, скажем, в случае простого физического труда) трудовые вклады в создание совокупного общественного продукта, -
представляется вполне логичным столь же одинаковое, равноправное участие
создателей (этого продукта) в решении основных вопросов функционирования
социума, а также выбора траектории его будущего движения.
Б. Сфера жизненно-статусного
цикла (возрастного изменения социального статуса человека). В эпоху, когда средняя
продолжительность жизни населения
была не слишком велика, а смертность населения,
наоборот, была достаточно высока, - реализовывалась вполне «благополучная», в
целом, возрастная динамика возможных
(доступных для индивида) благ, - отвечающая «должному» закону постепенного увеличения. [Психологические
корни этого закона очевидны: для того, чтобы человек ощущал удовлетворенность
жизнью на каждом участке своего жизненного пути, - необходим постоянный прирост
каких-то получаемых им благ - материальных, либо духовных, либо
социально-статусных, etc.,
а лучше всего - всех одновременно.] Обычно «должная» возрастная динамика
реализуется «автоматически», в основном за счет естественной смертности.
Скажем, с возрастом человеку удается подняться на все более высокие уровни
«лестницы» служебного статуса (либо статуса престижного, либо материального), -
но одновременно и вероятность дожития до возраста подъема на каждую новую
ступеньку убывает по мере старения человека. Так что формируется «должная» статусно-возрастная пирамида:
оказывается, что статистически чем
человек старше, тем выше его статус (допустим, должность, служебное положение),
- но и тем меньше численность тех, кому удалось дожить до данного возраста. В
результате распределение социального статуса по уровням возрастной пирамиды
оказывается, в целом, соответствующим не только «должному» закону возрастания,
- но и «должной» крутизне имеющегося социального неравенства. [Правда, мы
рассматривали преимущественно ситуации, в которых действуют сильные ограничения
структурно-административного характера, - когда в социальной системе четко
задана форма статусной пирамиды, - как это было, например, в советском обществе
на протяжении нескольких десятилетий. Что же касается стремления к должной
форме этой пирамиды, - то оно особенно сильно в обществах традиционного
Востока, где огромную роль играет культ возраста - почестей старшим.]
По-видимому, требования со стороны других сфер также благополучно
удовлетворялись на протяжении рассмотренного временного диапазона. В целом
имела место картина достаточно стабильно функционировавшей, успешно
развивавшейся социокультурной системы. (А информационный анализ противоречий и
конфликтов, неизбежных при эволюции таких систем, описан в кн.: Петров, 2008.)
Но положение радикально изменилось в XX столетии, когда одновременно произошли
по крайней мере следующие принципиальные
изменения (в большинстве развитых стран):
- осуществился обозначенный выше переход социокультурной системы от
фазы, отмеченной достаточно высокой ролью ресурсного компонента - к фазе, которая
характеризуется полным главенством компонента
информационного (вступление в третью, «собственно информационную» фазу
социокультурной эволюции);
- как следствие этого - происходит движение в сторону так называемого
«общества знаний», являющегося на самом деле «обществом креативности» (о чем см. также выше), каковая всегда
составляет ядро любых знаний;
- в качестве еще одного следствия вступления в «собственно информационную»
фазу - имеет место повышение значимости вышеупомянутых социальных идеалов, «флюидов», витающих в социально-психологической
сфере, и в частности, это касается требований со стороны этической сферы,
включая стремление к более широкому внедрению традиционных демократических норм
в социальной жизни (инерция предыдущей фазы) - в сочетании с новыми
требованиями, отвечающими растущей роли «креативной элиты»;
- в сфере распределения общественного богатства действует тенденция,
отвечающая росту равномерности этого распределения, пути к «равенству в
богатстве» (нисходящая ветвь вышеупомянутой «кривой Казнеца»);
- ускоренными темпами происходит увеличение
продолжительности жизни населения и снижение
смертности (в большинстве стран), что способно привести к серьезным
противоречиям между характером жизненно-статусного (возрастного) цикла - и теми
социальными возможностями построения пирамиды, которые предоставляет иерархия
современного общества;
- применительно к современным
российским условиям следовало бы добавить:
- а) недавно произошедший переход от тоталитарной, административной
(внеэкономической) системы - к системе рыночно-ориентированной (хотя и с господством
далеко не рыночных, но базарно-командных отношений);
- б) происходящую интенсивную смену коллективистских установок -
установками индивидуалистическими;
- в) наступающую в эти годы «волну аналитизма» («левополушарности» - см. Petrov, 2003; Петров, 2008);
- г) бурно развивающееся подключение страны к мировому сообществу (в
особенности контрастирующее с минувшей эпохой «железного занавеса»), процесс
глобализации.
Совокупность всех приведенных принципиальных изменений, выявленных при
дескриптивном анализе современной социокультурной ситуации, свидетельствует о
ее беспрецедентности (как в
российском масштабе, так и в мировом), а значит, и о соответствующих нормативных следствиях, вытекающих из таких
изменений. Очевидно, эти нормативные следствия также будут беспрецедентными,
крайне радикальными, совершенно неожиданными - и не только для массового
сознания (рядовых читателей), но даже и для сознания элитарного
(читателей-«сержантов», «офицеров» и «генералов» - теоретиков культурологии и
социологии). Вот примеры предстоящих неожиданных перемен:
-
изменение взглядов на роль демократии,
включая понимание порочности обязательного курса на мнение подавляющего
большинства (такой курс слишком часто приводит к негативным последствиям, и в
первую очередь к падению креативного потенциала социума); становится понятной
необходимость кажущегося «антинародным» (в тактической трактовке) курса
развития, каковой в конечном счете (в «стратегической» трактовке) совсем не
таков;
- новое отношение к различным видам патриотизма,
каковой теперь зачастую становится основным тормозом общего - и даже локального
- развития, как креативного, так и социального (это в особенности очевидно в
свете происходящей глобализации); приходит осознание той огромной позитивной
роли, которую играет «гибридизация» - взаимодействие разных национальных
культур, а также различных парадигм, ветвей культурной жизни, etc.;
- иная оценка роли меньшинств
(этнических и иных), в которых зачастую концентрируется львиная доля общей
креативности социума;
- пересмотр взглядов на множественность
иерархий, функционирующих в социуме; в их числе должна обязательно присутствовать
иерархия по степени креативности (о множественности социальных иерархий как
индикаторе вертикального развития общества см.: Мажуль, 2006, с. 43).
Все эти проблемы даже самому поверхностному взгляду представляются
имеющими преимущественно информационный
характер; о том же свидетельствует и их строго научный анализ. Вот почему в
разработке этих проблем, связанных с создавшейся новой социокультурной
ситуацией (а также целого ряда смежных проблем), информационной культурологии предстоит играть решающую роль.
Литература
Голицын Г.А. (1997). Информация и
творчество: на пути к интегральной культуре. М.: Русский мир.
Голицын Г.А., Петров В.М. (2005). Социальная
и культурная динамика: долговременные тенденции (информационный подход).
М.: КомКнига.
Мажуль Л.А. (2006). Развитие социокультурных систем: информационные
индикаторы вертикального роста // Человек.
Общество. История: Третий межвузовский сборник научных статей (сер.
«Проблемы социальной философии») / Ред. С.И. Данилов. Тверь: Научная книга. С. 29-47.
Петров В.М. (2008). Социальная и
культурная динамика: быстротекущие процессы (информационный подход). СПб.:
Алетейя.
Петров В.М., Яблонский А.И. (1980). Математика
и социальные процессы (Гиперболические распределения и их применение). М.:
Знание.
Тейяр де Шарден, П. (1987). Феномен человека. М.: Наука.
Martindale, C. (1995). Fame
more fickle than fortune: On the distribution of literary eminence // Poetics (Hague), vol. 23. Pp. 219-234.
Martindale, C. (2002).
Innovation, arousal, and the rise and fall of civilization // Personality, creativity, and art / Ed.
by E.Malianov, N.Zakharov, E.Berezina, L.Dorfman, V.Petrov, & C.Martindale.
Perm: Perm
State Institute of Art and Culture; Prikamsky Social Institute. Pp. 24-31.
Petrov, V.M. (2003).
Cyclic cultural evolution against the background of long-range progressive
trends: Information approach // Journal
of Cultural and Evolutionary Psychology, vol. 1, No. 2. Pp. 85-107.
Petrov, V.M. (2007). The
Expanding Universe of Literature: Principal long-range trends in the light of
an informational approach // Aesthetics
and innovation / Ed. by L.Dorfman, C.Martindale, & V.Petrov. Newcastle: Cambridge
Scholars Publishing. Pp. 397-425.
Все права защищены © VMPETR.KULICHKIN.RU, 2008.